Положение об областном проекте

ОБЛАСТНОЙ ПРОЕКТ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ОНИ ПОМОГЛИ ПОБЕДИТЬ»

«Бережное отношение к истории нашей страны,
к воинской славе отцов и дедов –
первый и совершенно необходимый шаг к строительству
обновленной, крепкой и стабильной России».
В. В. Путин

Актуализация проекта

Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей и подростков является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотизм – это чувство гордости за свое Отечество и его историю. Это стремление сделать свою Родину краше, богаче, крепче.

Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали устойчивые убеждения и взгляды. Понятия «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь» в представлении подрастающего поколения часто размыты, что вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества в целом. Поэтому забота о гражданском и военно-патриотическом воспитании детей и подростков, приобретает в настоящее время актуальное значение.

Военно-патриотическое воспитание – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения учащихся, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве и закрепляются в школьные годы. В школьном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Человек может чувствовать ответственность за окружающих, проявлять желание и способность действовать в их интересах, только если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли, отсюда важнейшая задача воспитания – формирование у подрастающего поколения милосердия, доброты, способности к состраданию.

Современному обществу нужны люди, интеллектуально и духовно развитые, любящие свою Родину, патриоты своей страны, что отчетливо доказывает необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения.

Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку различных профессий. Это смелость, человечность, твердость характера, физическая выносливость.

В новом информационном обществе одним из наиболее эффективных методов обучения и воспитания является метод проектов и поисково-исследовательской деятельности, открывающий большие возможности для повышения качества обучения и воспитания, позволяющий обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышающий их мотивацию к обучению.

Идея проекта – личностное развитие детей и подростков в системе гражданско-патриотического воспитания и формирование ответственного отношения к животным посредством демонстрации возможностей служебных собак принимать активное участие в выполнении боевых и служебных задач, представленной в исторической ретроспективе.

Цель проекта

Воспитание патриотизма и гражданской позиции подрастающего поколения, уважения к защитникам Отечества. Формирование системы духовных, нравственных ценностей, ответственного отношения к себе и к миру, воспитание бережного, милосердного отношения к животным через осознание их роли в жизни отдельного человека и общества в целом.

Задачи проекта

  • Утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
  • Воспитание уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войн и труженикам тыла военных лет;
  • Побуждение детей и подростков к изучению истории родного края, страны;
  • Формирование системы гуманистических ценностей, взглядов и убеждений по отношению к животным;
  • Совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся и их творческой активности, развитие творческого потенциала.

Содержание проекта

Участие в творческих и научно-исследовательских проектах является одной из наиболее эффективных форм реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников, позволяющих учащимся проявить свою гражданскую позицию, реализовать свои идеи и интересы, а, главное, с интересом изучать историю родного края и страны. На это и направлен проект «Они помогли победить».

Реализация проекта будет способствовать:

  • повышению ценностного отношения учащихся 1-11 классов к проблемам патриотического развития;
  • совершенствованию действующей в школах системы работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
  • формированию гуманного отношения к животным у детей и подростков;
  • использованию эффективных форм военно-патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности класса, школы.

Проект «Они помогли победить» предполагает реализацию комплекса мероприятий:

  • проведение тематического занятия «Они помогли победить», посвященного участию животных в Великой отечественной войне;
  • организация выездных мероприятий патриотической направленности в питомнике для собак «К-9»;
  • проведение внутришкольных конкурсов исследовательских работ «Человек и собака на дорогах войны»;
  • проведение областного конкурса сочинений «Память жива».

Тематическое занятие «Они помогли победить»

Занятие, посвященное общему знакомству с участием животных в Великой отечественной войне (в объеме 1 академический час), должно быть проведено во всех классах на всех параллелях в рамках таких дисциплин, как «История», «Биология», «Обществознание» либо иных по усмотрению администрации для формирования у учащихся общего представления о данном вопросе и формирования заинтересованности к его дальнейшему изучению.

Выездные мероприятия патриотической направленности в питомнике для собак «К-9»

Иркутский питомник собак «К-9» предлагает проведение для учащихся учебных заведений экскурсию «Они помогли победить». В программу экскурсии входят военно-патриотические показательные выступления кинологов в форме времен Великой отечественной войны с собаками (поиск и обезвреживание мин, вывоз ранены с поля боя, прокладка кабеля связи, задержание нарушителя), а также демонстрацию боевой техники, огнестрельного оружия, обзорную экскурсию по территории питомника. Экскурсии проводятся в заявительном порядке по заявкам школ на платной основе.

Конкурс исследовательских работ «Человек и собака на дорогах войны»

Конкурс предполагает написание исследовательской работы «Человек и собака на дорогах войны» о роли и подвигах собак при участии в военных действиях.

Участникам конкурса необходимо раскрыть роль собак в годы Великой Отечественной войны либо других боевых действиях или рассказать о служебных собаках, отличившихся при выполнении боевого или иного задания по спасению жизни человека в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом необходимо не просто описать какие-то конкретные случаи или ситуации, а именно провести анализ факторов, обусловливающих эффективность привлечения собак для выполнения боевых и служебных заданий.

Формат представления исследовательской работы может определяться участником самостоятельно, с обязательным указанием фамилии, имени участника, образовательного учреждения/организации, класса/группы, контактных данных.

Конкурс проводится внутри каждого учебного заведения, принимающего участие в проекте. Подведение итогов и определение лучших работ конкурса целесообразно осуществить с привлечением ветеранских организаций.

Лучшие работы будут размещены на специализированной странице www.патриоты38.рф и путём открытого голосования в сети будет определен победитель, который получит главный приз — планшет.

Областной конкурс сочинений «Память жива»

Конкурс предполагает написание сочинения в нескольких возможных вариантах:

  1. Обращения в виде письма-поздравления, письма-сочинения, письма-благодарности в адрес участника военных действий (ветерана Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, Чеченской войны, участника боевых действий в других «горячих точках»), труженика тыла, деда, отца, брата защищавшего Родину или в настоящее время выполняющего свой долг по защите интересов страны.
  2. Сочинения, в котором рассказывается о подвиге людей, защищавших Родину.

«Герои-победители Великой Отечественной, отстоявшие мир в страшной войне против фашизма, воины-афганцы, участники боевых действий в других «горячих точках» заслуживают того, чтобы об их Великом подвиге, их самоотверженности и любви к Родине помнили не только накануне 9 мая. Их подвиг не должен остаться безвестным. Обернись вокруг – может быть, герой живет рядом с тобой? Может быть, это твой папа, дедушка, прадедушка, прабабушка? А может, это сосед по дому или по улице – тихий, незаметный, совсем не похожий на победителя? Возможно, этого человека уже нет в живых, но тебе о нем могут рассказать родители или знакомые. Этот конкурс, проводится для того, чтобы каждый из вас мог назвать своего героя, рассказать о нем. Напиши сочинение о герое, защищавшем Родину или письмо фронтовику, с которым ты знаком или о котором знаешь по рассказам старших».

При подготовке сочинения приветствуется творческий подход, оригинальность художественного оформления.

Каждая работа должна отвечать следующим требованиям:

  • художественный вкус и выразительность;
  • соответствие тематике, орфографическая, пунктуационная грамотность;
  • эстетичность оформления;
  • текст сочинения должен быть авторским, не содержащим заимствований без указания их первоисточника;
  • объём сочинения – произвольный.

Участники должны написать работу от руки на бумаге. Письмо вкладывается в конверт (треугольник) и на нём пишется фамилия, имя автора, класс, образовательное учреждение/организация.

Конкурс проводится среди финалистов конкурса исследовательских работ «Человек и собака на дорогах войны». Подведение итогов и определение победителей конкурса целесообразно осуществлять с привлечением областных ветеранских организаций.

Лучшие работы будут размешены на специализированной странице www.патриоты38.рф и путём открытого голосования в сети будут определены три финалиста, которым вручат дипломы и ценные призы от Министерства образования Иркутской области и партнёров нашего проекта.

Финалист, чьей работе будет отдано большинство голосов, получит наш главный приз – путёвку в легендарный лагерь «Артек».